Архитектор
Елена Холодова


ОТЗЫВЫ и РЕЦЕНЗИИ на книги, О ТВОРЧЕСТВЕ АВТОРА


О творчестве автора

«Пореформенные усадьбы Курской губернии»

«Архитектор Александр Аршинов»

«Ваши книги открывают двери к достоинству и чести…»

ОТЗЫВЫ   НА   ВЫХОД   КНИГИ
Е.В. Холодовой «Зодчие курского края XVII - XXI веков» (Курск, 2003)

Елена Литошенко
«КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК»
( Курская правда. - 2004. - 20 февраля)



   Вышла новая книга Елены Холодовой, автора прекрасного издания «Усадьбы Курской губернии», - «Зодчие курского края ХVII -ХХ I веков».
   «Первый опыт научного издания иллюстрированного биографического словаря, охватывающего четырехсотлетнюю историю развития архитектуры курского края, отраженную в творческих биографиях ее создателей». От Палладия и Монигетти до деловитых сегодняшних, от Абросимова до Ярославского.
   Подготовка и подача материала основаны на солидной методике. Очевидно решена «задача словаря - сообщить о каждом архитекторе исходный справочный материал, свободный от субъективных оценок, с указанием источников, из которых сведения о творческом вкладе каждого специалиста, участвовавшего в создании архитектурного облика земли курской, могут быть расширены».
   В книгу вошли 230 статей, около 600 иллюстраций. Особую ценность представляют исторические натурные фотографии и проекты, находки из частных архивов. Большая часть материала публикуется впервые.
   При всем при том получилось душевно. С кружевными башнями В. Шухова, рисунками А. Шуклина , с автографами на форзацах, с облюбованной к статье о Г. Ткаченко фотографией. Попутно - о книжных знаках, кобзарях и пейзажах... Встреча с благодетельницей молодых хозяек Е. Молоховец и вовсе неожиданность.
   «Краеведческий праздник! - отозвался о книге В. Склярук из краеведческого музея. - В этом праздничном освещении вижу теперь Курск, свой, родной, иначе. И не то важнее, что вижу осмысленнее, грамотнее, а то, что - влюбленнее».
   Правда, слышала мнение, что издание это интересно только специалистам. Доказывать обратное нет смысла: и без того тиража всем желающим не хватит.


Почётный академик архитектуры,
кандидат искусствоведения Сергей ФЁДОРОВ,
«ЗОДЧИЕ НАШЕГО КРАЯ»
(Поколение: молодёжная газета
Орловской области - 2004. - 21 февраля)


   Передо мной лежит книга об архитекторах и их творчестве «Зодчие Курского края XVII — XXI веков. Биографический иллюстрированный словарь» (Курск, «Крона», 2003 г.). Такая книга издана впервые. Содержание книги шире её названия.   В этом убеждаешься по прочтении первых страниц. Ее мне прислала автор   архитектор Елена Васильевна Холодова, молодая исследовательница истории городов, сел, усадеб и тех творческих людей, которые создают окружающую нас среду жизненного обитания.
   Орел и Курск - древние русские города, имеют много общего в своем возникновении, становлении и развитии. Они известны и как ключевые города знаменитой Орловско-Курской дуги, возрожденные из руин и пепла героическим трудом людей нашего региона и, в первую очередь, градостроителями, архитекторами. Ведь без разработанных ими генеральных планов, проектов жилых, промышленных и общественных зданий невозможна была бы жизнь в освобожденных от оккупантов городах.
   Кто эти люди, читатель узнает из кратких биографических справок, их фотопортретов, наиболее значительных проектов и построек. Оригинальным и необычным дополнением к характеристике архитекторов служат их факсимильно воспроизведенные личные подписи. 86 таких подписей украшают форзацы книги. Общеизвестно, что в подписи раскрываются интеллектуальные и единственные в своем роде черты человека.
   600 портретов этих творческих людей, их проекты и постройки, подписи и другие автографы позволяют, как говорил великий исторический романист В.С. Пикуль, «заглянуть в лицо того, о ком пишешь».
   В портретной галерее книги мы видим и наших орловцев: О. Левитского, П. Криволапова, С. Федорова, Е. Красникова, В. Щуко , П. Стенюшина .
   Интересен раздел экслибрисов - архитекторов Л. А. Литошенко и А. С. Васильева. Экслибрис - это тоже творческая характеристика автора. Особенно ценно, что книга написана с любовью к родному краю и сочетает глубокое проникновение в архитектурную тему с доступностью изложения прекрасным   русским языком без заумных домыслов . Все это делает биографический иллюстрированный словарь ценным научным справочником, мимо которого не пройдет ни один серьезный исследователь архитектурного прошлого Орловско-Курского края.


Виктор Крюков
«ИМЕНА В КАМНЕ»
(Городские известия. - 2004. - 29 мая)


   Архитектура... Это то, с чем мы соприкасаемся каждый день, среди чего живем с самого детства, воспринимая ее как естественный и обязательный атрибут нашего бытия. Но может ли превращаться в обыденность высокое искусство, которое кто-то справедливо сравнил с музыкой, застывшей в камне? Художник или писатель по праву ставит свое имя под завершенным произведением, а имя архитектора порой известно только специалистам. И это особенно характерно для провинции. Знаете ли вы, кто спроектировал и построил в Курске Знаменский собор, здание педуниверситета , Дом советов на Красной площади и десятки других прекрасных зданий? Впрочем, даже задавшись такими вопросами, найти на них ответы до недавнего времени было мудрено: история курской архитектуры представляла собой разрозненный массив, который давно ждал своего исследователя и систематизатора. Ждал и дождался: совсем недавно вышел в свет иллюстрированный биографический словарь Елены Холодовой «Зодчие курского края XVII - XXI веков». В книге - 230 статей и около шестисот иллюстраций, среди которых - фотографии зданий и сооружений, чертежи проектов из государственных и частных архивов. Значительная часть материалов, вошедших в словарь, ранее не публиковалась.
   Отдадим должное автору - проделан огромный труд, требующий скрупулезной информационной выверенности , профессионализма, исследовательского терпения и, конечно же, - любви к своему делу. Впрочем, эти качества Елена Васильевна выказывала в своих литературных произведениях и раньше, достаточно вспомнить ее книгу «Усадьбы Курской губернии».
   Итак, словарь (хотя здесь больше подошло бы слово «энциклопедия»): имена, даты, воплощенные архитектурные проекты , творческие задумки... Кому-то удалось оставить после себя серьезный след в курской архитектуре, кому-то это еще предстоит. Впрочем, судя по всему, профессиональные достижения и регалии - вовсе не критерий для Холодовой, для того чтобы упомянуть то или иное имя. Думается, задача ставилась иначе: найти информацию обо всех персоналиях, промелькнувших на небосводе курской архитектуры. А потому рядом с маститым признанным зодчим, вы найдете немало имен давно забытых: «Сенька Белый - каменных дел мастер, строитель Знаменского собора в Курске (1661 год, а с ним кирпичный ожигальщик Оська Микитин и каменщики углицкие ...».
   Надо сказать, что алфавитное расположение статей поставило рядом разные времена, перемешало их, невзирая на даты. Автору удалось собрать как бы в одну компанию архитекторов далеких друг от друга эпох. Что объединяет этих людей, кроме цеховой принадлежности? Наверное, неравнодушие к своему городу... Интересно, как бы оценил вышеупомянутый мастер XVII века Сенька Белый качество нынешнего курского кирпича? Что бы сказал знаменитый Джакомо Кваренги, автор ансамбля Гостиного двора и биржи Курской Коренной ярмарки (1793-1812), взглянув на современный архитектурный стиль? Ну да пусть себе спорят внутри словаря...
   Перелистывая страницы, ловишь себя на мысли: если бы все проекты курских зодчих воплощались, то наш город был бы сказочно хорош. Вот, к примеру, один из поворотных этапов в архитектурной истории Курска - послевоенное возрождение. Центр города сегодня мог выглядеть совсем иначе. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на приведенные в словаре проекты архитектора Николая Власенко восстановления улицы Ленина.    Ильинский    храм здесь все еще во всей красе и ему не надо сиротливо заглядывать в чьи-то зеркальные окна. Центральная улица уходит вдаль чередой прекрасных зданий с колоннами, портиками, башнями... Не удалось осуществить, а жаль. Послевоенный Курск пр оизрастал не столько из архитектурных фантазий, сколько из куда более приземленных материй...
   Впрочем, уже в довоенные годы лучшие архитектурные умы трудились над будущим обликом нашего города. Пример этого - эскизные проекты реконструкции центра (1937 год) и набережной реки Тускарь . Автор Алексей Шуклин (1908 -1977). Невольно сравниваешь это с сегодняшним Курском - и далеко не всегда в пользу реальности. А уж шуклинская набережная сделала бы честь любому городу. Надо сказать, что на счету этого мастера - Дом Советов на Красной площади, стадион «Трудовые резервы», проект планировки областной сельхозвыставки , первая очередь Центрального универмага и множество других зданий.
   Каждая эпоха оставила в архитектурном облике города свой след. И если в дореволюционный период одна тенденция в зодчестве меняла предыдущую мягко и неспешно, то позже (особенно после Великой Отечественной войны) все стало меняться с невероятной быстротой. Вроде бы только что в архитектуре довлел сталинский монументализм с его «архитектурными излишествами», а вот уже во главе угла доведенная до абсурда технологичность панельных « хрущёвок ».
   Древний Курск врос своими корнями в прошлое, в котором уже ничего не изменить, не исправить... Но мы живем не в прошлом, а в настоящем, и будущее волнует нас куда больше, чем минувшее. И все же порой стоит оглянуться, оценить пройденный тобой и предшественниками путь - хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок. Интересно, как назовут нынешнюю архитектурную эпоху лет через пятьдесят? Наверное - эра торговых центров. Или эпоха дорогого жилья... Можно ли назвать сегодняшний Курск архитектурно благополучным городом? Оставлю свое мнение при себе, тем более что у каждого оно свое, а незаменимым помощником вашим в его формировании будет свежеизданный словарь Елены Холодовой «Зодчие курского края XVII - XXI веков».

[ Главная ]  [ О себе ]  [ Проекты ]  [ Статьи ]  [ Книги ]  [ Отзывы ]  [ События ]  [ Памятники

Hosted by uCoz