Архитектор
Елена Холодова


ОТЗЫВЫ и РЕЦЕНЗИИ на книги, О ТВОРЧЕСТВЕ АВТОРА


«Зодчие Курского края»

«Пореформенные усадьбы Курской губернии»

О творчестве автора

«Ваши книги открывают двери к достоинству и чести…»

ОТЗЫВЫ НА ВЫХОД   КНИГИ
Е.В. Холодовой
«Архитектор-художник Александр Аршинов. 1900-1942»


    Ирина Чучерова
«СЫН СВОЕГО ВРЕМЕНИ»
( Курская правда. - 2007. -14 июня)


   Вышла в свет монография архитектора, кандидата наук и известного в Курске исследователя старины Елены Васильевны Холодовой «Архитектор-художник Александр Аршинов. 1900 - 1942». «Монография воскрешает забытое имя курянина, - пишет автор, архитектора-художника Александра Николаевича Аршинова , становление и раскрытие творчества которого произошло в Дагестане и Москве, на стыке эпох советского авангарда и нового   направления в искусстве — социалистического реализма».


   В начале прошлого века большая семья Аршиновых - в ней было девять детей, жила в небольшом уютном двухэтажном доме на каменном цоколе на улице Кондыревской , 42 (позднее Димитрова, 46), к сожалению, он не сохранился - его снесли в 1988 году.
   Александр был последним ребенком в семье, крещен в Ильинской церкви. С родным Курском его связывают 18 лет детства и юности. Здесь он окончил реальное училище имени князя М.И. Голенищева-Кутузова. Потом была Гражданская война с голодом, тифом, служба в Красной Армии. И только в 1921 году он становится учеником таких известных художников, как К.А. Коровин, Н.П. Крымов, Н.П. Ульянов на факультете изобразительных искусств ( ИЗО ) Пречистинского практического института в Москве. Осенью 1922 года, после закрытия ИЗО , он поступает в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В следующем году делает свой выбор - архитектурный факультет.
   Он с интересом осваивает профессию, много работает как художник-график. Кстати, в тревожное военное время Александр Николаевич воевал на Южном фронте, но не бросил рисование, делал наброски и этюды в путевой альбом. Влияние этого времени сформировало его как художника. «Он был в числе молодого поколения, - пишет автор монографии, - которое, пройдя через «горнило Революции и купель Войны», испытывало на личном опыте влияние этих судьбоносных сил, задумывалось над ними и выражало через свои творения».
   В 1923-1924 годах Аршинов создает цикл графических иллюстраций к поэме Александра Блока «Двенадцать» пером, кистью и китайской тушью на бумаге. Десять иллюстраций посвящены основным сюжетам поэмы. Сын своего времени, он, конечно, испытал влияние таких крупных художников русского авангарда, как Василий Кандинский и Владимир Татлин , и все-таки выразил в иллюстрациях свое индивидуальное прочтение гениального произведения.
   Тема революции глубоко трогает художника, и в 1926-1927 годах он обращается к роману Андрея Белого «Петербург», отразившему события октября 1905 года, и делает девять рисунков на плотной бумаге штриховкой пером и тушью. Впервые иллюстрации художника к произведениям Блока и Белого были представлены на выставке курских художников в родном городе в 1926 году и получили хорошие отклики земляков. Сейчас эти работы А. Аршинова хранятся в Государственном литературном музее в Москве, но в апреле 2005 года курская публика смогла с ними ознакомиться на выставке в средней общеобразовательной школе №27 имени А.А. Дейнеки. С любовью к художнику сделанные копии иллюстраций автором монографии Еленой Васильевной Холодовой вызвали большой интерес. Позже экспозиция выставки была перенесена в Курский государственный архив.
   Память о нашем земляке увековечена в биографическом словаре «Зодчие курского края XVII - XXI веков», над которым позже работала автор монографии. Так, от первого упоминания имени архитектора А.Н. Аршинова через поиск архивных документов, общение с местными краеведами и потомками архитектора-художника, живущими в Москве, Елена Васильевна шла к созданию монографии - солидному изданию, оснащенному семейными фотографиями, иллюстрациями, о которых рассказано выше, видами старого Курска, письмами и отзывами на работы А. Аршинова , представленными на выставках. Среди них были эскизы «Анчар», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» и многие другие, посвященные творчеству А. Пушкина, Н. Гоголя, В. Гюго, Эдгарду По .
   Особый раздел в монографии составляют его архитектурные проекты. Дипломный проект А. Аршинов выполняет в мастерской выдающегося зодчего А.В. Щусева. Его «Дворец «Коминтерна» спроектирован в духе конструктивизма, переживавшего в те годы пик своего расцвета. Молодой архитектор получает распределение в Дагестан, где за три трудных года создает актуальные проекты зданий для районных исполкомов, агропунктов и ветпунктов, пожарного депо, школы фабрично-заводской семилетки и др. В 1931 году А. Аршинов возвращается в Москву и с этого времени до конца своих дней работает архитектором « Промстройпроекта ». За десять лет им были разработаны десятки эскизных и рабочих проектов, осуществленных строительством в городах Горьком, Луганске, Красноярске, Рязани, Ереване. Из них самые известные: планировка Горьковского автозавода в соавторстве с архитектором В.С. Бурдуниным , Луганский паровозостроительный завод, гражданские и промышленные здания и сооружения для Горьковского авиационного завода, генплан Красноярского машиностроительного завода, генплан Рязанского электролампового Кудимовского завода. Фотографии многих из них можно увидеть в монографии.
   «Работы Аршинова-архитектора отличаются чувством масштабности и ритма, - пишет автор монографии, сама интересный архитектор, строгостью и лаконичностью». Елена Васильевна своими руками со вкусом сделала макет и оформление издания и вернула нам, землякам художника и архитектора Александра Николаевича Аршинова , еще одно забытое имя.

[ Главная ]  [ О себе ]  [ Проекты ]  [ Статьи ]  [ Книги ]  [ Отзывы ]  [ События ]  [ Памятники

Hosted by uCoz