Архитектор
|
ОТЗЫВЫ и РЕЦЕНЗИИ на книги, О ТВОРЧЕСТВЕ АВТОРА
Виктор Крюков Вспомните произведения Ивана Тургенева, Льва Толстого, Антона Чехова... А теперь представьте, что из них вдруг исчезли красивые дворянские усадьбы. У вас наверняка не получится. Эта сторона русской цивилизации будет с нами всегда - хотя бы в виртуальном виде. Понятно, что материальное воплощение предпочтительнее, но с каждым годом эта реальность (при нашем общем попустительстве) уходит от нас, становится все эфемернее... Недавно вышедшая из печати книга Елены Холодовой «Пореформенные усадьбы Курской губернии 1861-1917 годов» удостоена «Бронзового диплома» на XVмеждународном фестивале «Зодчество- 2007» в Москве.
А.К.Толстой Сразу отмечу, что содержание книги ярче и разнообразнее, чем ожидаешь, прочитав её название. В авторе счастливо объединились преданность зодчеству и истории. Достаточно вспомнить одну из первых больших работ Елены Васильевны - «Историко-архитектурные очерки «Усадьбы Курской губернии», вышедшую в 1997 году. Впервые за несколько десятилетий, в самый разгар смуты девяностых годов, было представлено общее состояние старинных курских усадеб. Представлено убедительно и ярко - автор не скрывает своего отношения к проблеме. Но был ли тогда услышан её призыв? Не думаю. Во всяком случае, в работу структур, ответственных за состояние памятников истории и архитектуры, это не внесло заметных новаций. Первая книга Елены Холодовой стала настоящим откровением для тех наших сограждан, коим не безразлично как прошлое своего края, так и его будущее. На общественном уровне, несомненно, был заложен основательный моральный фундамент для решения задач, логически проистекавших из содержания. Нынешняя монография продолжает и развивает избранную Еленой Васильевной позицию, но уже на более высоком уровне. Впечатляет широта ее интересов относительно многих аспектов жизни во второй половине XIX и начале XX веков, прямо или косвенно связанных с понятием усадьба. Мало того, ловишь себя на мысли, что предмет исследования выбран как повод, чтобы ярко и красочно рассказать о жизни за пределами больших городов того времени. Помните у Пушкина:
Вначале читатель знакомится с экономическим укладом сельских территорий курского края, с тенденциями развития, традициями и новациями того времени. Все это сопровождается целыми массивами серьезной статистической информации. Многие факты и цифры невольно сравниваешь с нынешней ситуацией в губернии. Получается и не всегда в пользу современности. Постепенно понимаешь, что 100-150 лет назад многое обстояло совсем не так, как нам это преподносили в школьных учебниках советского периода. Экономические реформы шестидесятых годов XIX века выдвинули предприимчивых, грамотных хозяев с тягой к научным знаниям, к современным по тем временам технологиям. Но при этом проявляется и желание человека жить комфортно, где-то дополняя природу, а где-то вписываясь в неё. Начинается формирование жизнепространства (термин автора), процесс, о котором трудно рассказать, не затронув такие науки, как география, природоведение, культурология и, конечно, - теория и история архитектуры. Отсюда и тематическое многообразие книги. Усадьбоведение в изложении Елены Холодовой, с полным правом может быть названо междисциплинарным исследованием, где трудно (да и не надо) определять доминирующие стороны. Научно-учебные усадьбы, образцовые хозяйства, поместья с промышленным, ремесленным или художественным уклоном, своеобразные усадебные культурные центры - все эти формы внегородского социального развития не были диковинкой для наших предков. Явно виден подъём коневодства, птицеводства, рыбоводства... В сфере кустарных промыслов было занято более 60% крестьянского населения. Знаете ли вы, какие культуры выращивали в сельском хозяйстве на курских землях? А какие были урожаи? Вы удивитесь, но курские дыни, арбузы, виноград знали и ценили москвичи, петербуржцы. А уж яблоки! Как тут не вспомнить:
Одним словом, экономический раздел книги таит в себе множество откровений даже для человека, неплохо знающего курскую историю. Поначалу удивляешься пока еще редкому для провинции полиграфическому качеству, но потом понимаешь, что это продиктовано темой самой книги и отношением автора к рассматриваемому предмету. Можно ли размениваться на меньшее, когда речь идет об одной из самых красивых и романтичных граней нашего прошлого? Отдельно - о концептуально непростом видеоряде книги. Автор как бы подводит нас к нынешнему состоянию любимых ею усадеб. В начале - старые фотографии, где нет и намёка на сегодняшнее неблагополучие: люди; предметы их труда, здания, усадебные парки, природа... Все это дополняет и оживляет неизбежно суховатую статистику, делает её наполненной смыслом и глубиной. Очень органично в ткань повествования вплетены фото репродукции полотен знаменитых русских мастеров, гравюры, рисунки. Становится понятным термин «пейзажное понимание пространственной среды». Осознаешь, что один из важнейших компонентов - курская природа - всё ещё снами. Уже подготовленные авторским неравнодушием мы подходим к современности, воспринимая ветхие стены как свидетелей некогда благополучной и разнообразной жизни, кипевшей вокруг. Всматриваемся в свежие фотографии, сравнивая со старыми, с интересом изучаем внешне строгие планировки, пытаясь понять первоначальный замысел, и, конечно же, сетуем на собственную нерадивость, на неумение сохранить и преумножить достояние предков... Согласитесь, бедственное положение нашей внегородской старины усугубляется на фоне того факта, что Россия с каждым годом реально богатеет, возможности (как на частном, так и на государственном уровне) расширяются. Интерес россиян к старинным зданиям (вкупе с окружающей природой) появился, но направлен он, в основном, на древние замки и особняки где-нибудь во Франции, а не в России... На мой взгляд, монография Холодовой - своеобразная межвременная точка отсчета. Будет ли в дальнейшем меняться ситуация в затронутой Еленой Васильевной сфере (в лучшую или в худшую сторону), все это уже можно и должно соотнести с тем положением, которое отражено в её книге без резонерства и менторского тона - через попытку поделиться своим видением красоты позапрошлого века в её осенней ипостаси, когда увядающий лист ещё нё поблек окончательно, его можно сохранить и передать потомкам между страниц самой современной книги. Справедливо ли назвать эту работу реквиемом по русской усадьбе, как сказано в одной из рецензий? Соответствует ли такое определение умонастроению самого автора? Думаю, что нет. Изменить ситуацию к лучшему - это гораздо ближе к общей тональности монографии, да и к характеру самой Елены Васильевны. Но, прочитав её книгу, неизбежно приходишь к мысли: восстанавливать придётся не только стены, а иначе ничего не получится... |
[ Главная ] [ О себе ] [ Проекты ] [ Статьи ] [ Книги ] [ Отзывы ] [ События ] [ Проблемы ] |